Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программа деятельности музея "Истоки" на 2013-2014 ггНарод,
незнающий своего прошлого, Не
имеет права на будущее. А.С.
Пушкин. Пояснительная записка. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от
восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей
нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые
жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание
патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и
нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на
исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой
жизни своих предков. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как
мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас
есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она
человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать
историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину,
должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как
трудились. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни
сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать
будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе
опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой
бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет.
Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они
подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их
жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше,
гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если
человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные
традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Цели
программы: Сохранение исторической памяти и наследия, развития
интереса к истории своего народа, села, школы. Воспитание подрастающего поколения в духе
патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к
культурно-историческому наследию своей страны. Развитие мотивации личности к познанию важнейших
духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой
родины. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства
собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою
Отчизну. 1. Изучить историю
возникновения и развития средней школы№3 2. Исследовать школьные
традиции прошлого. 3. Провести поисковую
работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея. 4. Помочь детям раскрыть
свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской
деятельности. 5. Воспитывать культуру
общения с людьми старшего поколения. 6. Вести поисковую работу
по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей,
которые прославили свои край, район, село. 7. На базе музея
проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира,
уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны. 8. Приобщать учащихся к
общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников
истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности
учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям. Обоснование
значимости программы. Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об
этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они
учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать: Герой
России Козлов О.А, воин-интернационалист
Закалюка А, ветераны-участники Великой Отечественной войны, не менее интересны
судьбы и просто учителей, директоров, выпускников, ведь для многих нынешних
учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Более половины педагогического
коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия
учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами,
призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще,
выпускниками которые смогли стать настоящими людьми. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения
связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут
знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и
настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в
воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям
своего народа, села, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к
профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях
знаний. Школьный музей является одной из форм дополнительного
образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в
процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого
образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие
сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих
воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию
гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию
познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими
навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям
совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного
образования. Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…". Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает
ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение
ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам,
создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными
способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые
зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном
образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться
неудач. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но
одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности
за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за
свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и
настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого
образовательного пространства, призван быть координатором патриотической,
нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью
между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Образовательное
пространство: Школьный музей взаимодействует с музеями села, кабинетом
истории, районной администрацией, с краевым архивом, библиотекой, интернет
ресурсами и др.школьными музеями. Стратегия и механизмы достижения поставленных
целей. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным
потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические
документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие
детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов,
создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует
заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.
Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить
историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их
сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата,
формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов
исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых
результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих
жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать
достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить
взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Профиль школьного музея. Профиль деятельности
музея, обусловленный его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а
также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры.
Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Основные направления деятельности школьного музея: 1.
История школы №3; 2.
История Великой Отечественной войны в судьбе села, школы, учителей,
выпускников; 3.
«История в лицах…» (истории выпускников, оставивших свой след в истории); 4.
История пионерской и комсомольской организации школы. Принципы работы школьного музея. Существующая практика
музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности
следующих принципов: Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на
основе своих интересов и потенциальных возможностей; Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая
важнейшим фактором развития музея; Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной
работы школы; Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами
локальных войн, ветеранами педагогического труда; Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в
содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея; Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных
материалов. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным
процессом; Проведение научного и учебно-исследовательского поиска,
включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного
музея; Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных
приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций,
семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности,
шефской помощи ветеранам и др.; Основные
виды деятельности школьного музея: 1. Поисковая
деятельность. 2. Исследовательская
деятельность учащихся. 3. Экскурсионно –
просветительская деятельность. 4. Оформительская
деятельность. 5. Методическая работа. Организация поисковой деятельности: - Работа с архивными
документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей
об интересных людях и событиях школы, города; - Встречи с участниками и
очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, родного края; - Посещение района
исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и
других исторических объектов. - Поиск и сбор предметов
материальной и духовной культуры; - Консультации с
работниками библиотек, архивов, музеев и т.д. - Создание
экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы; - Проведение
экскурсионной работы в музее. Исследовательская деятельность Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и
рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах,
олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне
района, края. Оформительская деятельность: - составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов; - оформление выставок,
плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек; - оформление экспозиций, витрин для школьного музея; - создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников
войны). Экскурсионно-просветительская деятельность: - проведение встреч,
праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных
композиций; - организация
литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати
исследовательским работам учащихся школы; - участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих
чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.; - сотрудничество с районной газетой; Методическая деятельность - выступления на РМО и
районных педагогических советах руководителя краеведческой работы; - создание
книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея; - разработка методических
рекомендаций по работе школьного музея; - создание презентаций PowerPoint по
материалам архива музея; - разработка сценариев
мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.. Руководство
работой школьного музея. Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет
музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-11 классов.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет
руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности
музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой
деятельности музея и ежегодным планом работы. Сроки действия программы.
Программа рассчитана на 5 лет. (2012-1016 гг.) Участники программы. Совет
школьного музея, учащиеся школы 5-11 классов классные руководители. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом
воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в
поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с
историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края
изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру
края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти
прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без
чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в
разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в
краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку,
овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно -
исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение
описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать
исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории,
встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий,
знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в
среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и
образные представления по истории, традициях школы, села, учатся понимать, как
история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как
различные исторические, политические и социально-экономические процессы,
происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном
селе, школе.
|
|